ГБОУ гимназия 446

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Страничка психолога

08 января 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КОЛПИНСКОМ РАЙОНЕ

Центр психолого педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга.

Адрес:
196653 Санкт - Петербург, Колпино, ул. Веры Слуцкой, дом 32, корпус 2, литер А
Тел.: 469-34-20
Тел./факс: 469-50-88
Адрес электронной почты:
kolpino_center@mail.ru
Центр работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 20.00
Директор ГБУДО ЦППМСП Гюнинен Оксана Владимировна,
педагог-психолог, член ТПМПК
Контактный телефон:
469-50-88
Адрес электронной почты:
oks.giun@gmail.com
Детский телефон доверия «Горячая линия»
388-42-40

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга (файл в формате PDF).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ГИМНАЗИИ 446

Психологическая служба в гимназии 446:

Психологические особенности первоклассников

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно па первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

НОВЫЕ ПРАВИЛА: Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ: Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, У других— одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ: Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6—7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12—14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ (5-6 КЛАССЫ)

Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.

Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-пространственные условия (это переход из учреждений дошкольного образования в школу, из классов первой ступени во вторую, из классов основной средней школы в старшую среднюю школу, из школы в институт, производственную сферу). Это сложные периоды в жизни развивающегося человека, характеризующиеся отсутствием социального опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса развития ребенка, возникновению «комплексов неполноценности», различным видам фобий, девиантному поведению.

По этому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей ступени развития сохраняется ее самоценность и формируются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.

Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу обучения на новой ступени развития: физическая, личностная, интеллектуальная.

В младшем подростковом возрасте резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, занять достойное место в коллективе. У младших подростков заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности.

Особенности работы классного руководителя с младшими подростками 11-12 лет (5-6 класс) заключаются в следующим.

1. Классному руководителю важно обеспечить на этом этапе атмосферу защищенности, поддержки и заботы тем, кто испытывает чувство неуверенности (ведение ежедневной проверки состояния здоровья, настроения – стенд «мое настроение», создание условий для формирования законов внутренней жизни, где сами ребята принимают правила защиты слабых, «новеньких» и т.д.) Позиция «классной мамы» остается актуальной.

2. При переходе в среднее звено школы у ребят снижается уровень обученности и качество обучения. Это еще одна из основных сфер заботы классного руководителя, предусматривающая изучение личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем; беседы с учителями-предметниками о проблемах детей и особенностях взаимодействия с ними; привлечение учеников к организации урока; организацию помощи младшим школьникам в учебе, одноклассникам; проведение вечеров науки и техники, выпуск устного журнала «Хочу все знать», оформление стендов «Знаешь литы?», создание «Клуба любознательных», ведение «Экрана успеваемости» и т.п.

3. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах общественно значимых деяниях. И.П. Иванов писал, что для этого возраста очень важна потребность в «ярком определении», выделиться в кругу сверстников.

4. Трудовая деятельность должна носить эмоциональный, яркий характер. Организация охраны зеленых насаждений, помощи птицам зимой, изготовление скворечников, организация трудовых бригад, самообслуживание (уборка классной комнаты, ведение стенда «Чистюля».

5. Для развития рефлексивных и аналитических способностей классный руководитель организует коллективный анализ проведенных дел, экскурсий, поездок, спектаклей. Это подготовит ребят к следующему возрастному этапу, связанному с процессом самоопределения и активного самопознания.

6. Для поддержания здоровья и физического развития ребят классный руководитель постоянно пропагандирует идеи здорового образа жизни, важности крепкого здоровья для совершения героических поступков, преодоления трудностей, рекомендует занятия с спортивных секциях, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.


Психологические особенности десятиклассников. Юность (старший школьный возраст)

К периоду юности уже сложился серьёзный опыт общения со сверстниками в подростковой субкультуре, приняты некоторые важные личностные ценности - пришло время проверить и оценить этот опыт и сточки зрения взрослых. Тем более, что взрослые всё чаще начинают относиться к ним как к действительно равному себе и по ответственности за действия, и по возможностям самопроявления. Хотя со стороны молодых людей ещё заметна критическая категоричность по отношению к взрослым, а со стороны взрослых – не менее критическое покровительство, преграды в их отношениях разрушаются, и наиболее ценным и значимым оказывается их не формальное общение, к которому особенно стремится молодёжь.

Юноши и девушки пережили период «гадкого утёнка» и превратились в «красавцев-лебедей». Их отношения друг с другом становятся более дружескими, большое значение приобретают любовные переживания – особенно для девушек, многие из которых из-за них теряют интерес к учёбе. Юноши утверждаются в деятельности, как и положено мужчинам. Они начинают лучше учиться, охотно обучаются допрофессиональным и жизненно-важным умениям, но и в их жизни так же исключительное значение приобретает опыт отношений с девушками. Несмотря на навязывание средствами массовой информации свободы секса, в реальных близких отношениях юношей и девушек, хотя они и стали активней, преобладают переживания нежности, сомнений, радости любви, как и положено в нормальной человеческой жизни. Так же девушки ищут эмоциональной близости, «ухаживания», а юноши боятся насмешек от девушек и не всегда ловко добиваются явного предпочтения себе, так как в практичности часто уступают девушкам. Взрослые могли бы помочь им осознать преимущества гармоничной, надёжной, устойчивой к внешним изменениям женственности и активности неспокойного, стремящегося к изменениям мужского начала, вместе образующих силу и радость жизни.

Замечательно, если человек уже чувствует и ответственность в собственной судьбе, и стремится к активной, успешной самореализации. Планы, мечты, переживания часто отражаются в личных дневниках, стихах, песнях. Наступило время самопознания своих возможностей, способностей, формирования личностных ценностных ориентаций, в том числе, допрофессиональных. Осознанный выбор профессии – задача не из лёгких, особенно в современных «рыночных» условиях в нашем государстве. Часто всё же направляют близкие, добившиеся определённого положения в своей работе и готовые материально поддержать детей. Те, кто может рассчитывать лишь на себя, стараются и рынок труда проанализировать, и знакомых понаблюдать, чтобы не потратить зря времени и денег на профессиональное обучение – романтические порывы остались в советском прошлом.

Не только предстоящее поступление в вуз заботит старшеклассника ,но и проблемы его жизни. С кем из окружающих взрослых можно их обсудить? Именно в этом возрасте есть уникальная возможность формирования глубоких убеждений, помогающих жить. В зрелости даже изменение уже привычных убеждений, так же, как сложившегося образа жизни, даётся с великим трудом.

Реальные условия часто не соответствуют достаточно высокому уровню притязаний юношей и девушек, самооценка их подчас также неадекватна и неустойчива – отсюда болезненные разочарования, неуверенность, тревожность. Но опыт показывает: чем больше недовольства собой в юности, направляющего человека на сверхусилия, тем успешнее старт его будущих достижений в жизни.

Начало уч года.docx